Изменения требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду с 1 сентября 2021 года
Прекратил действие всем известный Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2020 года.
С 01.09.2021 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186), далее Приказ.
Приказ № 999 подготовлен в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины»
Новые нормы, предусмотренные Приказом № 999, не будут распространяться на материалы ОВОС, общественные обсуждения которых проведены до 1 сентября 2021 г.
Из первого пункта Приказа следует, что материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности.
Таким образом с 01.09.2021 года процедура оценки воздействия на окружающую среду – далее ОВОС необходима в отношении любой планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (статьи 1-3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), что является существенным отличием Приказа № 999 от приказа № 372.
Кроме того, в Приказе № 999 детально прописаны сроки уведомления, формы проведения общественных обсуждений, определенной органами местного самоуправления или органами государственной власти субъектов Российской Федерации и требования к окончательному варианту материалов ОВОС.
Сведения об уведомлении о проведении общественного обсуждения технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду или уведомлении о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду размещаются на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчика (исполнителя).
Следует отметить еще одно существенно отличие Приказа № 999 от предшественника – согласно пп. 4.2 Приказа № 999 Техническое задание может быть подготовлено в случае принятия заказчиком соответствующего решения и не является обязательным.
В случае принятия решения заказчиком не подготавливать техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду общественные обсуждения проекта технического задания не проводятся.
В целях соблюдения требований законодательства в области экологической экспертизы Федеральная служба по надзору в сфере природопользования подготовила письма от 11 июня 2021 года № МК-05-00-31/18204 и от 21 июня 2021 года N МК-05-01-27/19075 об особенностях, установленных Требованиями и определяющих существенные отличия процедуры проведения оценки воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - ОВОС), а также регламентирующие требования к содержанию материалов ОВОС.
ООО НЦ ОВОС «Иркутскинтерэко» располагает квалифицированными специалистами, имеющими большой опыт практической работы в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и промышленной безопасности.
Главный специалист
ООО НЦ ОВОС «Иркутскинтерэко» - Голобородько А.В.