Разработка программ мониторинга состояния окружающей среды и проведение мониторинга состояния окружающей среды
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием техногенного вмешательства в ее естественное состояние.
Целью экологического мониторинга является:
- оценка воздействия проводимых работ на окружающую среду;
- формирование и распределение информации о негативных процессах для оперативного принятия решений по охране окружающей среды.
Основными задачами экологического мониторинга являются:
- проведение метрологически обеспеченных регулярных измерений экологических параметров при проведении работ на исследуемом участке;
- проведение первичной обработки измерительных данных, накопление и архивирование их в базах данных;
- обеспечение информационного поиска и доступа к информации, хранящейся в базах данных;
- оценка состояния основных компонентов окружающей среды в пределах территории и возможного негативного развития контролируемых процессов на экологическое состояние среды; формирование набора выходных документов, характеризующих экологическую ситуацию и тенденции ее развития (отчетов, карт).
Сводный государственный реестр участков недр и лицензий на право пользования недрами представлен на сайте Российского Федерального геологического фонда по адресу в сети интернет: https://www.rfgf.ru/license/
Разработка программ производственного экологического контроля (ПЭК) и Ведение производственного экологического контроля
Производственный экологический контроль (ПЭК) в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения
и выполнения в процессе хозяйственной деятельности, мероприятий по охране окружающей среды, в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий,
обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля. Основание для разработки ПЭК — ст. 67, Федерального закона от 10.05.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды», ст.25, ст30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха».
Программа ПЭК разрабатывается в соответствии Приказа Минприроды № 74 от 28.02.2018 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".
При изменении технологического процесса, увеличении объёмов выброса и сброса загрязняющих веществ более чем на 10 %, необходимо в течение 60 рабочих дней
программу ПЭК откорректировать. Отчетность о результатах производственного экологического контроля, должна быть представлена до 25 марта следующего
за отчетным годом.
Основание для представлении отчета — Приказ Минприроды России от 16.10.2018 N 522.
Отчетность о выбросах вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух представляется на основание ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ ст.15. Отсутствие, нарушение, невыполнение инструментальных замеров программы производственного контроля ведет к административной ответственности по ст.8.1, ст. 8.2 КоАП РФ, с наложением административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 2000 до 50000 рублей;
- юридического лица – в размере от 20000 до 350000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.