Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ИИВВ)
ИИВВ — систематизация сведений о распределении источников выбросов загрязняющих веществ на территории, определение количественных и качественных показателей выбросов из всех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ. Разрабатывается в соответствии со статьей 22, статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха».
Основная цель инвентаризации выбросов — выявление и учет источников загрязнения атмосферы, получения обоснованных количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие хозяйственную деятельность с использованием стационарных источников, а также для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) I. II. III и IV категории, за нарушение ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЕТ ответственность по КоАП РФ ст. 8.21, которая влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 2000 до 2500 рублей
- на должностных лиц – в размере от 40000 до 50000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – в размере от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух (ПДВ ), нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух (НДВ)
ПРОЕКТПДВ — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который устанавливается, для стационарных источников загрязнения атмосферного воздух, превышение данных нормативов, негативно влияет на окружающую среду и здоровье человека.
Разрабатывается в соответствии статьями 22, 31, Федерального закона от 10.05.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» для:
- объектов оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I категории разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ), для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), для объектов III категории проекты нормативы допустимых выбросов для веществ I, II класса опасности.
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие хозяйственную деятельность с использованием стационарных источников. Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) I. II. III и IV категории.
Объекты I категории НВОС
Разрабатывается проект ПДВ в составе комплексного экологического разрешения. Предельно допустимые выбросы устанавливают территориальные органы Росприроднадзора при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ПДВ санитарным правилам. Нормативы ПДВ устанавливаются на 7 лет
Проект ПДВ для объекта I категории НВОС необходим для получение комплексного разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (КЭР) .
Объекты II категории НВОС
Для объектов II категории по уровню НВОС, разрабатываются расчеты нормативов допустимого выброса НДВ, в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) .
Нормативы допустимых выбросов, определяют для стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) представляется в территориальные органы Росприроднадзора при наличии санитарно-эпидемиологического заключения 1 раз в 7 лет при условии неизменности технологического процесса и увеличения выбросов загрязняющих веществ. С ДВОС представляют расчеты - нормативов допустимых сбросов (НДС) и нормативов допустимых выбросов (НДВ)
Порядок заполнения ДВОС утвержден Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. N 509.
Недостоверная и несвоевременная информация, представленная в ДВОС, влечет наложение административного штрафа в соответствии с ст.8.5 КоАП РФ:
- на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей;
на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 рублей.
Объекты III категории НВОС
Объекты III категории по уровню НВОС, разрабатывают нормативы допустимого выброса НДВ, для веществ I, II класса опасности и представляют отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в территориальные органы Росприроднадзора при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух представляют в уведомительном порядке в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10.05.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды»
Информация о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух, представленная с нарушениями, карается административным штрафом в соответствии КоАП РФ ст. 8.21:
- на граждан – в размере от 2000 до 2500 рублей
- на должностных лиц – в размере от 40000 до 50000 рублей;
- юридического лица – в размере от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Проект санитарно-защитных зон предприятий и промузлов (СЗЗ)
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны СЗЗ.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория с особым режимом использования, которая отделяет предприятие от жилой зоны, и является обязательным элементом любого объекта, который является источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих промышленных предприятий и на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. СЗЗ должны быть установлены организациями до 01.01.2022 г.
Проект СЗЗ разрабатывается в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха», ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), Федеральный закон от 03.08.2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222;
Отсутствие проекта СЗЗ на предприятии влечет, в соответствии КоАП РФ ст. 6.3, административный штраф в размере:
- для должностных лиц от 500 до 1000 рублей;
- для юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подготовка отчетности для предприятий 3-ей категории
Объекты III категории НВОС
Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух представляют в уведомительном порядке Объекты III категории НВОС в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10.05.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Объекты III категории по уровню НВОС представляют отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в территориальные органы Росприроднадзора при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии разработанных нормативов допустимого выброса НДВ, для веществ I, II класса опасности.
Информация о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух, представленная с нарушением, влечёт наложение административного штрафа в соответствии КоАП РФ ст. 8.21:
- на граждан – в размере от 2000 до 2500 рублей
- на должностных лиц – в размере от 40000 до 50000 рублей;
- юридического лица – в размере от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Перечень мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ
Пояснительная записка к перечню мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха» статья 19, Приказом Минприроды России № 811 от 28.11.2019 г. «Об утверждении требований к формированию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий». Требования к мероприятиям по НМУ вступают в силу с 27.06.2020 года
Основная задача проекта НМУ — обеспечение работы предприятия без нарушения установленных нормативов, посредством разработанного плана для трёх режимов работы предприятия в период НМУ, и установление мероприятий с целью снижения концентрации выбросов вредных веществ при неблагоприятных метеорологических параметрах
Разрабатывается проект НМУ предприятиям, на территории которых находятся источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязательная разработка проекта предусмотрена для предприятий 1, 2, 3 категорий опасности НВОС.
Разработанные мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) утверждаются директором предприятия и согласовываются руководителем Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области.
Невыполнения плана уменьшения выбросов или его отсутствие в период НМУ ведет к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа до 100 000 руб.
Расчет выбросов парниковых газов
С января 2022 года вступит в силу Федеральный закон РФ от 02.07.2021 года № 296-ФЗ @Об ограничениях выбросов парниковых газов".Данный документ дает основы правового регулирования предприятий, в процессе деятельности которых образуются выбросы парниковых газов на территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законом разрабатываю и утверждают ряд документов, необходимых для реализации принципов ограничения выбросов парниковых газов, в их числе:
- государственный учет выбросов парниковых газов, который ведется в форме реестра выбросов парниковых газов;
- устанавливают целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов;
- порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов; а также порядок представления регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетов о выбросах парниковых газов;
- утверждают методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов;
- устанавливают порядок подготовки кадастра парниковых газов и ведут его;
- разрабатывают критерии отнесения проектов к Климатическим проектам;
- создают и ведут реестра углеродных единиц;
- и иные документы.
Регулируемые организации обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным.
Мы отслеживаем все новшества и изменения в законодательстве и нормативно-методической документации, и готовы проконсультировать специалистов предприятий и разработать для предприятия необходимые материалы в рамках Федеральный закон РФ от 02.07.2021 года № 296-ФЗ «Об ограничениях выбросов парниковых газов»